Общее число онлайн-покупок в России плавно сокращается, а в традиционных магазинах активно растёт, при этом годом ранее ситуация была противоположной.
По данным банка Русский Стандарт, который проанализировал покупательскую активность россиян в онлайне и офлайне, доля покупок в интернете, пережившая бум в 2020 году, сократилась до 44% в январе-сентябре 2021 года против 61% в том же периоде 2020 года.
Карантинные ограничения прошлого года привели к резкому всплеску онлайн-покупок, которые не стали частью образа жизни, как показала статистика текущего года.
За первые 9 месяцев 2021 года, которые ознаменовались значительным смягчением пандемийных ограничений, покупатели стали активно возвращаться к привычной жизни, предпочитая тратить деньги в традиционных магазинах.
Число покупок в них выросло на 56% за первые три квартала 2021 года. В то же время количество онлайн-заказов снизилось на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Но более яркая динамика оказалась по сумме покупок. Так, в интернете стали покупать на 16% меньше, а оборот обычных магазинов, напротив, увеличился на 60% по сравнению с тем же периодом 2020 года.
Интересно, что пока средняя сумма одного платежа в онлайне остаётся выше, чем в офлайне. То есть люди привыкли заказывать в интернете реже, но на более крупные суммы, тогда как зайти в магазин могут и за мелочью, например, по пути.
Однако, следуя тренду, средний чек онлайн-заказов снизился до 1290 рублей за три квартала текущего года против 1357 рублей в том же периоде 2020 года. А средняя сумма одной покупки в традиционных магазинах, наоборот, выросла до 1108 рублей, хотя в аналогичном периоде прошлого года она составляла 1081 рубль.
В обычных магазинах россияне чаще всего делают покупки по картам в супермаркетах (средний чек 578 рублей), точках быстрого питания (637 рублей), ресторанах (1861 рубль). А также в число лидеров входят станции технического обслуживания и автомойки со средним чеком в 1418 рублей.
При оформлении заказов через интернет лидируют совершенно другие категории товаров. Например, одежда и аксессуары со средней суммой одной покупки в 1189 рублей, товары для дома (1406 рублей) и такси (257 рублей).
Кроме того, заметным спросом пользуется доставка еды, в частности, из ресторанов и фаст-фуд со средней суммой одного заказа в 1192 рубля.В рамках исследования в эквайринговой сети банка Русский Стандарт были изучены количество, сумма, средние чеки онлайн- и офлайн-покупок за первые 9 месяцев 2021 и 2020 годов.
Напомним, что АО «Банк Русский Стандарт» было основано в 1999 году Рустамом Тарико. Банк является эмитентом карт платёжных систем VISA, Masterсard, American Еxpress и «Мир». Также он является участником Системы быстрых платежей (СБП) Банка России, позволяющей совершать мгновенные платежи по номеру телефона, и входит в Ассоциацию ФинТех.