Объём российского рынка по итогам 2021 года составит 300 млрд рублей, к 2023 году он может достичь 500-600 млрд рублей, а при сохранении темпов роста к 2025 году — 1 трлн рублей.
Основными каналами продаж останутся традиционная розница, экспресс-доставка, интернет-магазины, маркетплейсы и специализированные магазины (локальная доставка), говорится в исследовании компании «AliExpress Россия» и Центра экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ) российского рынка электронной торговли товарами повседневного спроса (продуктов питания, напитков, детского питания, бытовой химии, сопутствующих товаров и т.д.) – e-grocery.
По прогнозам экспертов, уже сейчас маркетплейсы лидируют по ассортименту продуктов питания, хотя в денежном выражении на них приходится лишь 15% рынка.
С 2018 по 2020 год рынок e-grocery рос в среднем на 148, 5% в год, чему способствовал ряд факторов, главный из которых — запрос на доставку товаров повседневного спроса в связи с пандемией.
Несмотря на высокие темпы роста, сейчас в России на онлайн-рынок продуктов питания приходится не более 1% от всего объёма продовольственного рынка. Эксперты считают, что этот показатель будет расти.
«Увеличение онлайн с 1% дойдёт до 10-15% в ближайшие 3-5 лет, а рынок будет сформирован вокруг 2-4 основных игроков с большим отрывом от остальных, — сказал руководитель направления FMCG & Beauty в «AliExpress Россия» Иван Дидус. – Для сервисов будет важно совмещение экспресс-доставки основных высокооборотных SKU и широкого ассортимента на одной платформе».
Факторами, которые будут способствовать росту рынка в ближайшие годы, может стать легализация онлайн-торговли алкоголем, развитие онлайн-продаж категорий свежих товаров (fresh и ultra fresh), а также консолидация большей части оборота каждого из сегментов вокруг нескольких крупнейших игроков.
Российский рынок онлайн-торговли продуктами питания делится на 5 сегментов: традиционная розница (36% рынка в денежном выражении), экспресс-доставка (30%), интернет-магазины (18%), маркетплейсы (15%) и специализированные магазины (локальная доставка, 1%).
По мнению экспертов, в ближайшие годы новые сегменты не появятся, но будет тренд на укрупнение игроков и рост доли маркетплейсов, которые уже сейчас являются лидерами рынка по количеству представленных товаров: в среднем ассортимент продуктов питания на маркетплейсах составляет по 162, 4 тыс. товаров. Несмотря на внушительные показатели SKU, потенциал роста не исчерпан.
На втором месте по ассортименту продуктов питания находятся интернет-магазины со средним ассортиментом в 15, 6 тыс. товаров. При этом интернет-магазины опережают маркетплейсы по ассортименту товаров категории fresh и ultra fresh, но маркетплейсы осваивают и этот рынок, запуская экспресс-доставку продуктов питания (раздел «Есть! » у «AliExpress Россия», Ozon Express и так далее).
Следовательно, в будущем маркетплейсы будут конкурировать с интернет-магазинами и в сегменте скоропортящихся товаров, развивая для этого собственную доставку или интегрируя продавцов с подходящей логистикой. Важным преимуществом маркетплейсов будет аудитория и широкий набор инструментов для удержания покупателей.
«Маркетплейсы обладают одной из самых больших аудиторий в онлайн, поэтому для брендов они являются новыми медиа, через которые можно достучаться до конечного потребителя. – сказал Иван Дидус. – Широкая аудитория покрытия — залог более низкой цены привлечения пользователя, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе сконцентрирует на них весь онлайн-трафик, и тенденция похожа на перетоки покупателей в гипермаркеты в 2012-2015 годах».
Сегодня е-grocery растёт в большей степени за счёт Москвы и Санкт-Петербурга, но, несмотря на насыщенность рынка, потенциал для роста в этих регионах ещё не исчерпан.
Кроме городов-лидеров можно выделить ряд наиболее перспективных регионов: Свердловская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Приморский край, Камчатский край, Иркутская область, Хабаровский край.
«В ближайший год все будут активно инвестировать в развитие бесплатной доставки, чтобы привлекать пользователей, чему способствует поток инвестиций, рост самого рынка и проникновения услуг, – отметил Иван Дидус. – Ещё один вызов — найти оптимальное решение по затратам на логистику “последней мили”, которая с учётом расширения рынка доставки становится всё более востребованной и стремительно увеличивается в объёмах и затратах».
В краткосрочной перспективе эксперты говорят о стирании границ между сегментами (например, выход интернет-магазинов на маркетплейсы), выход в онлайн дискаунтеров (главный вызов для них — расходы на сборку заказов) и применение голосовых технологий при покупках.
В среднесрочной перспективе появится тренд смещения фокуса с оборота на прибыльность, сервисы будут адаптироваться к возрастным потребителям, расширять сеть офлайн-пунктов выдачи заказов, доставлять по подписке и автоматизировать сборку. Покупатели постепенно будут смещать фокус лояльности с привычных брендов на те, что предложат лучший сервис.
По мнению экспертов, в ближайшее десятилетие будет усиливаться тренд на устойчивое развитие, осознанное потребление и персонализацию на основе данных о здоровье покупателей.