Реализация программы "Сфера" могла бы решить проблемы космической отрасли. Об этом говорили участники заседания сессии "Космические технологии для новой промышленной революции" XIV Национального конгресса "Модернизация промышленности России: Приоритеты развития".
Первый заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам ГК "Роскосмос" Юрий Урличич считает, что важнейшая проблема отрасли - отсутствие возможности проектировать космические аппараты под заданную стоимость и в определенный срок. "Необходимо делать не просто удачные проекты, а серийные космические аппараты, поставить на поток изготовление аппаратуры", - сказал он.
По словам Юрия Урличича, эту задачу может решить одобренная президентом программа "Сфера". Она объединит существующие космические группировки. "В "Сфере" мы, конечно же, и количество аппаратов увеличим, но это для нас не самоцель. Идеологическое направление программы - новая индустрия, которая будет успешно работать и конкурировать на международном рынке", - говорит Юрий Урличич. По его мнению, "Сфера" даст мультипликативный эффект по всей российской экономике. Решение о включении программы в бюджет 2020 г. пока не принято
От разрозненных группировок к синергии рассчитывают перейти, запустив массовое производство спутников, рассказывает генеральный конструктор по автоматическим космическим системам и комплексам ГК "Роскосмос" Виктор Хартов. "До сих пор мы делали спутники как штучный товар", - отметил он. Чтобы группировки взаимодействовали нужны хорошо спонсируемые программы ускоренного развития технологий. "Программы, которые есть сегодня, покрывают только текущие потребности", - сказал Виктор Хартов. Кроме того, нужны гранты, которые привлекут в отрасль стартапы.
За последние годы, по словам Виктора Хартова, была создана "законодательная паутина", в которой работать очень сложно. "Все эти законы и нормативные акты сделаны по принципу "держи вора", а не по принципу максимальной эффективности работы. Надо переработать нормативно-правовую базу. Проекты ускоренного цифрового развития рискованны, и надо, чтобы они были поддержаны законами", - полагает эксперт.
Директор департамента цифровой трансформации Министерства транспорта России Дмитрий Баканов, напомнил, что для развития цифровых сервисов необходимо 100% покрытие ГЛОНАССом, которого нет. Президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко считает, что эта проблема существует в том числе из-за отсутствия навигационных приемников российской разработки на гражданском рынке.
По словам Александра Гурко, на территории ФГУП "НАМИ" развернут полигон, который тестирует технологии беспилотных автомобилей. "Мы, конечно, нацелены на применение спутниковой навигации, но видим, что большинство решений на рынке требуют очень точного отслеживания местоположения в режиме реального времени. А это означает, что рынок по-прежнему ждет эффективного национального оператора услуг высокоточного позиционирования", - сказал Александр Гурко.