Новогодние товары
Рынок новогодних товаров резко отличается от любых других оптовых рынков. Прежде всего его особенность проявляется в чудовищной сезонности: пик продаж приходится на очень небольшой период времени, структура спроса каждый раз формируется хаотично, и как оптовый, так и розничный торговец новогодними товарами кровно заинтересован в том, чтобы за короткий сезон продать всю продукцию. Вопрос роста рынка новогодних товаром впрямую зависит, безусловно, от общего состояния экономики, но более злободневной задачей в этой сфере оптовых продаж является не прямая задача обеспечения роста рынка, а скорее упорядочение его: структуры спроса, распределения товара по точкам розничной продажи и прочее. Здесь огромную роль играет и воспитание вкусов потребителя.
Российские традиции потребления новогодних товаров резко отличаются от западных. Прежде всего это проявляется в уровне обновляемости продукции, уровне распространенности модных тенденций и развитости культур украшения. Более половины всей новогодней продукции на Западе носит одноразовый характер потребления, в то время как России свойственна экономия, желание сберечь украшения для следующего периода празднований. В России не развито самостоятельной динамики моды. Если западные производители каждый год обновляют продукцию на сорок процентов только из-за модных тенденций, российский потребитель принимает веяния этой западной моды. Также в России не так обильно украшают рабочие места перед праздниками, как это делается на Западе - поэтому очевидно, что у рынка новогодних подарков большой потенциал. Для этого рынка характерен большой разрыв потенциалов столичного рынка и региональных рынков. При этом рост этой сферы продаж достаточно велик, до 20 процентов в год. Тем не менее, в России существует менее десяти компаний, которые специализируются на этой отрасли рынка. 60 процентов новогодних украшений в мире производит Китай, что порождает доминирование китайского товара и на российском рынке. Тем не менее российский производитель новогодней продукции набирает обороты.
Для российских новогодних товаров характерны качественный материал изготовления и проработанный дизайн. Российская продукция имеет и внешние рынки сбыта, причем больше половины от общего объема экспорта идет в Канаду и США. Такое построение рынка новогодней продукции, с одной стороны, предполагает широкие просторы на рынке, с другой стороны, наиболее надежным способом заниматься розничной и оптовой торговлей в этой сфере рынка делает встраивание новогодних товаров в структуру предложения канцелярских, сувенирных магазинов либо супермаркетов, а не полноценная специализация на этих товарах. Последний вид работы доступен только потенциально очень крупным акторам, при этом в будущем есть смысл ожидать сильной устойчивости этого рынка, сосредоточения самого большого и гибкого ассортимента в руках нескольких специализирующихся на этой продукции компаний. Тем, кто занимается новогодними товарами только ближе к зимним праздникам, есть смысл выстраивать линии будущих оптовых поставок задолго до сезона, чтобы каналы логистики в нужный момент оказались достаточно чуткими к всегда несколько внезапно меняющейся структуре спроса.